АПКкомплексный подход к выходу из кризиса

С.Г. Курмангалиев, профессор АУТиБ

Improvement of economical mechanism in agricultural complex must be established on the further development of its organization and administrative structure on the base of fundamental conception of socialization of agricultural manufactures. The experience of many countries approves the integration of branches of agricultural complex may be carried out not only by creation of additional administrative units but also by accumulation of administrative functions in the only department.

За десять лет независимости нашей республики в сельском хозяйстве проведена работа по передаче государственных сельскохозяйственных предприятий и организаций в частную собственность. С начала проведения реформ произошли изменения в структуре сельскохозяйственных производителей, и при этом негосударственная форма собственности стала основным в производстве продукции.

Обращает на себя внимание то, что если в 1991 году доля сельского хозяйства в сравнение с другими отраслями экономики в Валовом Внутреннем Продукте составляла 29,5 %, то в 2000 году - 9,3 %. Это говорит о том, что сельское хозяйство оказалось более глубоком кризисе, чем другие отрасли экономики. Возникли новые условия хозяйствования в сельском хозяйстве, которые требуют кардинальных мер во взаимодействии государства и созданных частных формирований.

Важнейший фактор эффективности производства - структура (направленность и глубина) переработки сырья. До настоящего времени нет достаточных данных, которые бы давали исчерпывающие рекомендации по оптимальной структуре переработки сырья. Во многих случаях она сформирована нерационально. Это приводит к тому, что промышленность не обеспечивает население важными продуктами. Недостаточные объемы выработки пищевых продуктов, невысокое их качество помимо других причин вызваны также низким уровнем материальной базы перерабатывающих отраслей промышленности. Именно из-за этого на многих производствах отсутствует комплексная переработка сырья, что, в свою очередь, приводит к загрязнению окружающей среды промышленными отходами.

В результате отсталости технической базы и низкого качества сырья многие технико-экономические показатели производств, в том числе эффективность переработки, уступают зарубежным. Так, в сахарной промышленности расход свеклы на 1 тонну сахара составляет 9 тонн, тогда как в других странах - 6,5-7 тонн. Расход условного топлива в 1,5-2 раза больше. В масло-жировой отрасли расход электроэнергии на переработку 1 т семян в 1,5 раза больше, чем в США. Из-за технического уровня промышленность не в состоянии переработать вторичное сырье, вследствие этого теряется до 40 % питательных веществ, содержащихся в нем. Более 70% вторичного сырья скармливается животным в естественном виде, и только 20% направляется на переработку. Низкая доля переработки вторичного сырья приводит не только к большим потерям, но и к значительному загрязнению окружающей среды.

Практическая жизнь показывает, что производимая сельскохозяйственная продукция не доходит до потребителя и ее потери составляют до 30 %. Кроме того, анализ качества сырья показывает, что на предприятия перерабатывающих отраслей промышленности поступает все больше сельскохозяйственного сырья, не отвечающего современным требованиям. Так, на переработку поступает много низкокачественного зерна с пониженным содержанием белка и клейковины. В 60-100% производимого в отдельных зонах зерна содержатся микротоксины. Овощи, а картофель в особенности, имеет неправильную, уродливую форму. Все это ведет к резкому уменьшению выхода готовой продукции, снижению ее пищевой ценности, увеличению энергозатрат.

В качестве примера рассмотрим проблему развития подкомплекса производства мяса. Численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств республики на начало 2000 года уменьшилась против 1990 года в 2,5 раза, овец и коз- 3,7 раза, свиней-3,4 раза, птицы - в 3,5 раза, верблюдов-1,5 раза.

Запущенность племенной работы, снижение уровня зооветеринарного обслуживания, ухудшение кормовой базы привели резкому уменьшению продуктивности животноводства во всех категория хозяйств. Несмотря на то, что с 1997 года продуктивность скота и птицы начала подниматься, она все же остается намного ниже дореформенного уровня. Так, средний вес головы крупнорогатого скота, реализованного на мясо в 1999 году, не достиг уровня 1990 года на 62 кг, свиней - на 13 кг.

Сократился выход приплода на 100 маток крупнорогатого скота и свиней. Хотя численность павшего скота постепенно уменьшается, так как сокращается поголовье животных, она остается еще достаточно большой. Так, за 1999 год во всех категориях хозяйств крупнорогатого скота пало 71 тыс. голов (1,2 % к обороту стада), овец и коз - 350 тыс. (соответственно 2,4 %, свиней - 92 тыс. (3,9 %), лошадей - 24 тыс. голов (1,8%).

Из сельскохозяйственных формирований поступает много свиней молодняка крупнорогатого скота, мясо которого имеет дефекты PSE и DPD. Из него нельзя произвести высококачественные мясные продукты. Поставляют больной и тощий скот, низкокачественное молоко. Идет уменьшение содержания белка и жира в молоке.

Таким образом, назрела острая необходимость улучшения организационно- управленческой структуры. На сегодня существующее министерство сельского хозяйства нуждается в его совершенствовании, а точнее сказать, надо заново сформировать хозяйственный механизм.

Рассмотрим некоторые подходы к выходу из создавшегося положения.

Для того чтобы поднять АПК на должный уровень необходимо объем основных производственных фондов АПК увеличить в 7-8 раз. А для этого надо решить вопрос льготного кредитования на срок 5-7 лет всех форм предприятий и организаций существующих сельхозформирований. В перспективе предусмотреть Республике Казахстан создание своих производственных мощностей по выпуску технологического, холодильного, транспортного оборудования для мясомолочных и пищевых предприятий и птицеводства.

Для ориентации на конечные результаты производства, наряду с частной формой собственности, необходимо выделение в составе АПК специальных государственных подкомплексов по производству и конечной продукции. Они представляют собой совокупность специальных производств всех сфер АПК, интегрируемых с целью получения и доведения до потребителя определенного вида продукции соответствующего ассортимента и качества.

Несмотря на то, что значительная часть направлений экономического и социального развития сельского хозяйства местным акиматам, и на местах созданы частные сельскохозяйственные формирования - все же агропромышленный комплекс должен планироваться и управляться как единое целое.

Однако, реализация этой задачи потребует решения целого ряда сложных управленческих проблем, связанных с осуществлением мер, направленных на преодоление уже укоренившегося сознания, что рынок сам определит ход развития как в правильности сочетания отраслевого и территориального управления, так и в вопросах спроса и предложения.

Хотя государство и вовлечено в функционирования любой экономической системы, в рыночной системе роль курирующих министерств, как правило, является ограниченной, поскольку товары и услуг распределяются, прежде всего, через рынок, а не посредством ли какой-либо центральной или местный власти. И все же регулирующие функции правительства и здесь имеют большое значение. Например, создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан, в обеспечение исполнения контрактов, в регулировании деловой активности, в создании условий и поощрения конкуренции, в определении имущественных прав и т.д. и т.п.

В качестве регулирующих средств определяющее значение имеет развитие индикативного планирования (ИП) и экономических механизмов, ориентирующих всех участников агропромышленной интеграции на достижение высоких конечных результатов всего комплекса.

На современном этапе сбалансированное ИП должно перемещаться преимущественно на межотраслевой уровень, поскольку развитие собственно сельского хозяйства в решающей мере определяется обслуживающими его отраслями АПК. Однако, мы должны подчеркнуть, что индустриальный блок АПК развивается слабо и не оказывает необходимого влияния на подъем сельского хозяйства. Причина в том, что наше планирование пропорций производства промышленной продукции далеко не всегда учитывает запросы сельскохозяйственных формирований.

Причина подобных диспропорций не в том, что промышленность не может решить эти проблемы для удовлетворения потребности агропромышленного комплекса, как это было 10-15лет тому назад. Причина в том, что между промышленностью и сельским хозяйством не налажено должное взаимодействие, что организационно и экономически они не связаны. Иногда промышленности подчас выгоднее производить совсем не те машины, в которых нуждается сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования ИП для системы агропромышленного комплекса.

Стратегия такого совершенствования -переход от ИП развития отдельных отраслей, в том числе сельского хозяйства к ИП агропромышленного производства в целом. Индикативный план должен объединить все технологические циклы производства, переработки и довести до потребителя продукцию из сельскохозяйственного сырья на основе интеграции предприятий и отраслей различных сфер частного и общественного производства.

Все это возможно на основе совершенствования ИП агропромышленного производства по следующим направлениям:

А. Обеспечение ИП развития агропромышленного производства по всем уровням с учетом реализации социальных и экономических задач на основе широкого использования программно - целевого подхода. Однако это не должно быть суммой плана отраслей. Исходным пунктом должно быть определение потребности и возможные масштабы производства конечной продукции комплекса с учетом импортной и экспортной продукции.

Б. При условии развития социально - рыночной экономики необходимо усиление роли рекомендуемых пятилетних планов, как главной предлагаемой формы планового управления социальным и экономическим развитием агропромышленного производства в рыночных условиях и основы организации хозяйственной частной смещенной и государственной деятельности предприятий, объединений. Для этого целесообразно осуществить совершенствование системы разработки планов. Их составление должно начинаться "снизу", где на основе наличных ресурсов и имеющихся резервов определяются возможности увеличения производства, номенклатура продуктов и т. п. И при этом должны приниматься более конкретные меры по неизменности рекомендуемых главных позиций индикативного пятилетнего плана.

Речь идет в первую очередь о предлагаемых плановых показателей продажи государству продукции. Как известно, в настоящее время закупки осуществляют различные организации, предприятия, частные лица. И поэтому происходит очень часто неоправданное систематическое отступление от принципа показателей рекомендуемых планов. Необходима разработка единого плана закупок с учетом рациональной специализации производства на длительную перспективу. На основе такого расчета должны формироваться рекомендуемые задание разным формам собственности агропромышленного и сельскохозяйственного предприятие по производству реализации продукции.

В. Уточнение перечня рекомендуемых показателей индикативного плана. Их число должно ограничивается перечнем продуктов, идущих в реализацию и последующую переработку, т. е. конкретными видами конечных продуктов для конкретного предприятия, объединения. Продукты внутрипроизводственного оборота в индикативный план включаться не должны. С этой целью необходимо расширить систему договорных взаимоотношений, усилить значимость договорных обязательств.

Г. Совершенствование системы оценочных показателей с учетом специфики межотраслевого взаимодействия, т. е. она должна быть ориентирована прежде всего на государственные и частнохозяйственные интересы. Деятельность сельскохозяйственных формирований в агропромышленных объединениях должна ориентироваться по их вкладу в конечные результаты формирования (выход с гектара сахара, масла и т. п.), т. е. вся система должна быть увязана с конечными результатами производства. Государство должно производить оценку выполнения индикативного пятилетнего плана по годам пятилетки с итогом, нарастающим по отношению к фактически достигнутому уровню и с учетом влияния погодно-климатических условий на результаты производства. Это необходимо для того, чтобы разработанные меры по стимулированию выполнения рекомендуемого плана позволяли в перспективе намечать меры по их обязательному выполнению.

В системе АПК и его областных, районных звеньев целесообразно разрабатывать текущие и перспективные балансы удовлетворения населения регионов и страны в продукции комплекса (продуктах питания, одежде, обуви и т. д.). Соответствующие органы должны нести ответственность за выполнение этих ресурсов плана.

С сельским хозяйством в той или иной мере связаны почти все отрасли и естественно, что все они не могут входить в состав министерства сельского хозяйства, поскольку это ослабило бы хозяйственные связи. Поэтому границы министерства сельского хозяйства должны очерчиваться отраслями, имеющими непосредственные функционально-технологические связи с сельскохозяйственным производством и специализирующимися на производстве средств производства для сельского хозяйства, а также переработки его продукции. Они объединяются в четыре группы:

1. Отрасли, осуществляющие заготовку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции (заготовки сельскохозяйственной продукции, мясомолочная промышленность, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленность, пищевая промышленность и торговля продовольственными и потребительскими товарами, изготавливаемыми из сельскохозяйственного сырья).

2. Сельское хозяйство (растениеводство и животноводство).

3. Академия наук сельского хозяйства.

4. Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, сельское строительство, водное и мелиоративное хозяйство, производство средств химизации и защиты растений, микробиологическая промышленность, производственно-техническое снабжение и обслуживание сельского хозяйства).

Каждая из перечисленных групп имеет свой управленческий орган, и эти органы объединяются в агропромышленный комплекс для установления устойчивых связей по кооперации, устранения ведомственной разобщенности.

На каждом новом этане научно - технического прогресса различные виды деятельности, достигнув определенной степени специализации, объективно нуждаются в кооперировании, чтобы путем преобразования возросшего числа межотраслевых связей во внутрипроизводственные, непосредственно общественные связи обеспечить прогресс дальнейшего обобществление агропромышленного производства.

Назрела необходимость коренным образом пересмотреть функции всех отраслей в соответствии с их ролью в реализации конечной цели развития всего агропромышленного комплекса и упорядочить эти функции путем рационального кооперирования и комплексирования их внутри сфер комплекса, в системе которых отраслей имеют .наибольшую функционально - техническую общность.

Разумеется, это чрезвычайно общая схема возможного варианта комплексирования отраслей. Здесь не учитывается многочисленные более мелкие организации и ведомства, а также рассредоточенность многих однородных производств по различным отраслям.

Важно подчеркнуть, что речь идет не о деспециализации производства, а об универсализации управления. Внутри таких комплексных органах расширились бы границы и возможности дальнейшей специализации производства, а между отраслями - возможности эффективной агропромышленной интеграции.

Упорядочение функций отдельных органов управление позволяло бы осуществлять интеграцию сельского хозяйства с промышленностью непосредственно на стадии производства, что целиком отвечает сущности данного процесса. Базой такой интеграции, естественно, были бы сельскохозяйственные предприятия. Районные, областные агропромышленные объединения включали бы в свой состав предприятия всех отраслей агропромышленного комплекса, отношения между которыми строились бы строго на хозрасчетной основе. Решающим в этих условиях стал бы экономический, рыночный механизм, определяющий экономическую основу каждой отрасли в соответствии с общим результатом деятельности агропромышленных формирований и комплекса в целом.

1. Маркс К., Энгельс Ф., Сочинение 2- е изд.,т. 20,25 ч.П, 36,46 ч.П

2. Назарбаев Н.А Стратегия развития Казахстана 2030 ,1998.

3. Курмангалиев С.Г. Проблемы экономики молочной и мясной промышленности и ее развития в условиях условных рынка, Алматы "Кайнар". 2000 г.

4. Тужилкин В.И. и ряд авторов. Основы управления инновации в пищевом подкомплексе АПК, Москва 1997г.